Как обжаловать действия арбитражного управляющего?
Порой Арбитражный управляющий (который обязан объективно и беспристрастно вести процедуру банкротства) не исполняет свои обязанности надлежащим образом. Что делать в этом случае и какой порядок обжалования действий или бездействия арбитражного управляющего?
Жалоба на действия арбитражного управляющего
В любой процедуре банкротства, что физического, что юридического лица, есть такая фигура, как управляющий. В зависимости от процедуры, он может быть финансовым управляющим, внешним управляющим, временным управляющим, конкурсным управляющим. По закону, арбитражный управляющий является независимой фигурой, которая обязана действовать в интересах всех кредиторов. На практике, к сожалению, встречаются случаи, когда управляющий действует в интересах конкретного кредитора, группы кредиторов или вовсе в интересах должника (да да, такое встречается). Что же делать, если Ваши права как кредитора нарушаются арбитражным управляющим в процедуре банкротства? Нужно составлять жалобу на действия или бездействия управляющего.
Такие жалобы бывают двух видов, касаемо адресатов жалоб. Первый вид жалоб подается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) - орган, осуществляющий надзор над деятельностью арбитражных управляющих. Второй вид жалоб подается непосредственно в арбитражный суд в рамках процедуры о банкротстве.
В Росреестр подаются жалобы на действия или бездействия арбитражных управляющих, нарушивших непосредственно требования законодательства о банкротстве. Полномочия Росреестра сильно недооценены: многие полагают, что от жалобы в указанный орган нет особой пользы, но с этим трудно согласиться. Обоснованная жалоба, содержащая в себе указания на конкретные нарушения в действиях арбитражного управляющего, может послужить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Два привлечения к административной ответственности чреваты для арбитражного управляющего дисквалификацией: то есть после двух фактов привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности они могут запросто лишиться дальнейшей возможности вести свою деятельность в качестве арбитражных управляющих. Поэтому жалобы в Росреестр являются достаточно действенным оружием в умелых руках.
В арбитражный суд в рамках процедуры банкротства подаются жалобы на конкретные действия арбитражного управляющего в конкретном деле о банкротстве. Заявитель здесь имеет достаточно широкие возможности в части требований: он может просить отстранить арбитражного управляющего от процедуры банкроттва, может взыскать убытки, причиненные кредиторам неправомерными действиями или бездействием управляющего и другое. Такие жалобы рассматриваются судом с учетом фактических обстоятельств дела, а также с учетом применения норм права к отдельным действиям или бездействию арбитражных управляющих.
В практике не редко встречаются прецеденты, когда на арбитражного управляющего возлагается обязанность по возмещению убытков. То есть, за свою безответственность, или даже за неправомерные действия арбитражный управляющий, как должностное лицо, отвечает, что называется, рублем. Более того, наличие удовлетворенных жалоб в отношении арбитражного управляющего может иметь и другие далеко идущие последствия. Так, например, невыплаченные управляющим убытки в одной процедуре банкротства могут привести к его отстранению от всех других процедур, находящихся в его производстве. То есть управляющий, опять же, лишается возможности работать и получать вознаграждение.
Не лишним будет отметить и такие жалобы, как жалоба в антимонопольную службу (по поводу неправомерных действий при торгах имуществом должников, например). Полномочия антимонопольной службы тоже достаточно интересны: они могут признать торги недействительными, а арбитражный управляющий также может быть привлечен к административной ответственности. Это грозит ему немалыми штрафами, ведь он - должностное лицо.
Из всего, перечисленного выше, а также из нашей практики, напрашивается единственно верный вывод: жалобы на арбитражных управляющих писать можно и нужно, если они обоснованы и Ваши права нарушаются. Другое дело, что жалоба как эффективное средство может рассматриваться только в том случае, где она действительно обоснованная. Также Нужно правильно определить адресата жалобы и результат, которого Вы как заявитель хотите достичь. В этом Вам могут помочь только компетентные специалисты, имеющие за спиной багаж из знаний, умений и навыков, подкрепленных к тому же личной практикой.
В случае, если у Вас имеется проблема правового характера, обращайтесь за помощью в юридическое бюро "Справедливость" по телефону: +7 (343) 361-13-30.